Во вторник, 25 марта, в озере Донузлав был взят штурмом последний украинский корабль в Крыму – тральщик U311 «Черкаси». Корабль со славной историей – в составе советского Черноморского флота он не раз выходил на боевые задания.
В 1990 году тральщик «Разведчик» постройки 1976 года (так назывались «Черкаси» до перехода в ВМС Украины в 1997 году) базировался в пункте материально-технического обеспечения ВМФ СССР на архипелаге Дахлак рядом с Эфиопией, где шла гражданская война между федеральным правительством Менгисту Хайле Мариама и Национальным фронтом освобождения Эритреи (НФОЭ). После Афганистана наши войска и флот старались не вмешиваться в конфликты. Руководство НФОЭ прекрасно знало, что СССР долгие годы симпатизировал правительству Менгисту Хайле Мариама, поэтому с настырностью шло на вооруженные провокации – обстреливало с берега «Градом» советские суда.
Вечером 13 мая «Разведчик» вышел на внешний рейд острова, чтобы глубокой ночью провести через опасную зону дальневосточный танкер «Интернационал».
В три ночи была объявлена боевая тревога – танкер и тральщик с берега обстреляли «Градом», но без особого рвения – редкие ракеты рвались далеко за кормой. В четыре часа конвой прошел опасную зону, и на борту «Разведчика» была объявлена вторая боевая готовность.
Но расслабиться морякам не удалось: экраны станций обнаружения высветили четыре точки, выскочившие вдогонку за конвоем из-за острова Шума. Через восемь минут на расстоянии 9 кабельтовых неизвестные суда перестроились в «волчью стаю». А ночную мглу перечеркнули трассеры – эритрейские катера шведской постройки открыли огонь по конвою из крупнокалиберных пулеметов. Затем заговорила артиллерия – на катерах были установлены 106-миллиметровые безоткатные орудия. Дистанция сократилась до полутора кабельтовых.
«Разведчик» передал на эскадру сигнал «Подвергся нападению, вступил в бой». «Интернационалу» было рекомендовано отрываться от преследования.
Тральщик дал самый полный вперед и открыл огонь из всего имеющегося на его борту вооружения. Корабль, ложась с борта на борт, изо всех сил бежал по ночным водам Красного моря, мучительно содрогался от попаданий в корпус и от залпов собственных орудий.
Стреляли кормовая артустановка, малая зенитная артиллерия и два крупнокалиберных пулемета ДШК (образца 1943 года). В бой вступили автоматчики из группы огневого противодействия – матросы, вооруженные «Калашниковыми».
Танкер, несмотря на почтенный возраст – 22 года, развил 15 узлов, хотя капитан «керосинки» уверял, что больше 9 его корабль не даст. И начал отрываться от преследователей.
Тем временем вокруг тральщика творилось невообразимое: фальштруба вулканировала снопами искр, кормовая установка раскалилась от огня, паутины трассеров раскинулись между тральщиком и катерами преследования.
Наконец «Разведчик» попал в один из катеров – за кормой раздался мощный взрыв. Минуту спустя радиометрист доложил, что на экране остались только три цели. Катер был потоплен.
Все стихло. Современный морской бой скоротечен. По записям в журнале боевых действий получалось, что он длился всего восемь минут: с 4.48 до 4.56. Не обошлось без потерь – был ранен гидроакустик тральщика И. Швец.
Корабль получил многочисленные мелкие повреждения и пробоины, были перебиты кабель-трассы, посечена мачта.
Всего МТЩ «Разведчик» осуществил 29 проводок за тралом и конвоирование 52 судов. Одиннадцать из этих конвоев были обстреляны реактивными снарядами противника. В августе девяностого черноморца сменил тихоокеанский МТЩ «Параван».
В 1991 году на торжественном собрании, посвященном Дню Советской армии и Военно-морского флота, командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло вручил команде тральщика Вымпел Министра обороны СССР: «Экипажу морского тральщика «Разведчик» за мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах».
Французский Боцман и исторический отдел «ЖЛОБА» по материалам СМИ и байкам в интернете
|
|